Порядок лицензирования образовательной деятельности

Порядок получения лицензии

Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Рособрнадзор и региональные исполнительные органы. В Рособрандзор надо обращаться, если планируется открытие:

  • высшего учебного заведения;
  • организации федерального значения;
  • российской организации, расположенной за пределами РФ;
  • иностранной организации на территории России.

Записаться на приём в Рособрандзор можно онлайн на официальном сайте.

В остальных случаях обращайтесь в региональные государственные органы, имеющие право выдавать лицензии. Контакты этих учреждений опубликованы на сайте Рособрандзора, чтобы найти их, выберите свой регион на интерактивной карте.

Порядок получения образовательный лицензии состоит из следующих шагов:

  1. Изучите СНиП и СанПин для вашего направления обучения.
  2. Подготовьте помещение и оборудуйте его согласно требованиям и стандартам.
  3. Получите на помещение заключение СЭС и пожарной инспекции.
  4. Разработайте и утвердите образовательные программы.
  5. Убедитесь, что педагоги вашей организации имеют необходимые документы об образовании, квалификации, стаже работы.
  6. Приобретите мебель, оборудование, технику, учебную литературу, методические пособия для проведения занятий.
  7. Оплатите госпошлину на выдачу лицензии.
  8. Подайте документы в лицензирующий орган.

Документы принимаются по описи, если в них обнаружены недостатки, то они возвращаются соискателю на доработку (сроком до 30 дней). После этого начинается этап проверки достоверности поданных сведений, причем, не только документальной, но и с выездом на место. В течение 60 дней с даты регистрации заявления чиновники выдают разрешение или отказ в получении лицензии.

Отказ должен быть мотивированным и возможен по двум основаниям: недостоверность сведений или отсутствие условий для процесса обучения. Госпошлина в случае отказа не возвращается.

Переоформление лицензии

В соответствии с п. п. 26 и 27 Положения о лицензировании образовательной деятельности при реорганизации без изменения организационно-правовой формы, при изменении наименования лицензиата, места его нахождения, других изменениях, не приводящих к нарушению контрольных нормативов и показателей, зафиксированных в приложении к лицензии, утрате лицензии лицензиат или его правопреемник обязан в недельный срок подать заявление о переоформлении лицензии и представить соответствующие документы, подтверждающие указанные изменения. При реорганизации, связанной с изменением организационно-правовой формы, статуса образовательного учреждения или его ликвидацией, лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной.

В соответствии с п. 12 ст. 5 Федерального закона N 174-ФЗ <10> созданное путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения автономное учреждение вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензии до окончания срока действия таких документов.

<10> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Переоформление лицензии при изменении наименования лицензиата, места его нахождения, других изменениях, не приводящих к нарушению контрольных нормативов и показателей, зафиксированных в приложении к лицензии, утрате лицензии производится без проведения экспертизы в срок, не превышающий 20 дней со дня регистрации заявления.

Для переоформления лицензии, как следует из Письма Минобразования России от 04.11.2003 N 24-55-313ин/10 «О порядке переоформления лицензий и свидетельств о государственной аккредитации», образовательное учреждение обязано в недельный срок представить следующие документы:

  1. Заявление учредителя в произвольной форме с указанием причины переоформления лицензии.
  2. Распорядительный документ учредителя о переименовании учреждения или его филиала.
  3. Устав образовательного учреждения и (или) положение о филиале (нотариально заверенные копии документов).
  4. Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц организации (нотариально заверенную копию документа).
  5. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством РФ по месту нахождения на территории РФ образовательного учреждения, и (или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения на территории РФ (нотариально заверенные копии документов).

Для переоформления лицензии в связи с ее утратой следует представить заявление учредителя организации и справку из органов внутренних дел о факте утраты документа.

О.Емельянова

Эксперт журнала

«Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Лицензионные требования

Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.

Например, лицензионные требования к перевозке пассажиров автотранспортом указаны в постановлении Правительства от 2 апреля 2012 г. № 280. Соискатель такой лицензии должен иметь:

  • транспортные средства, соответствующие техническим требованиям для перевозки пассажиров и оснащенные аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС;
  • помещения и оборудование для техобслуживания и ремонта транспортных средств;
  • водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование;
  • специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств или наличие договора с медицинской организацией или ИП, имеющими соответствующую лицензию.

С требованиями к выдаче лицензий по вашему виду деятельности вы можете ознакомиться, обратившись в соответствующий лицензирующий орган. Требования к получению лицензии на продажу алкоголя мы рассмотрим ниже, в отдельном разделе.

Ответственность за работу без лицензии

За нарушение законов о лицензировании предусмотрена административная ответственность:

  • за деятельность без лицензии по статье 14.1(2) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП – от 4 до 5 тысяч рублей, при этом допускается конфискация продукции, орудий производства и сырья;
  • за деятельность с нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1(3) КоАП РФ: штраф для организаций от 30 до 40 тысяч рублей, для ИП – от 3 до 4 тысяч рублей;
  • за деятельность с грубым нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1(4) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП – от 4 до 5 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • за деятельность без лицензии при производстве и реализации алкоголя по статье 14.1(17) КоАП РФ: от 200 до 300 тысяч рублей с возможностью конфискации продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота.

Если при этом деятельность без лицензии причинила крупный ущерб гражданам, организациям, государству или принесла доход в крупном размере (более 1,5 млн. рублей), то возможно привлечение и к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ – штраф до 300 тысяч рублей или арест до шести месяцев.

Нормативно-правовая база лицензирования образовательной деятельности

Базовым законом, устанавливающим правила лицензирования различных видов деятельности, является Федеральный закон N 128-ФЗ <2>. Этим Законом, в частности, утверждаются следующие основные понятия, касающиеся процедуры лицензирования:

  • лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;
  • лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;
  • лицензионные требования и условия — совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;
  • лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;
  • лицензирующие органы — федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом.

<2> Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Однако Федеральный закон N 128-ФЗ, как следует из его ст. 1, не распространяется на образовательную деятельность. Поэтому порядок ее лицензирования регламентируют следующие нормативные правовые акты:

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
  • Положение о лицензировании образовательной деятельности <3>;
  • Приказ Минобразования России от 23.04.2001 N 1800 «Об утверждении форм бланков лицензии на осуществление образовательной деятельности, приложений к ней и документов, представляемых на лицензионную экспертизу»;
  • Приказ Минобразования России от 13.04.2001 N 1690 «Об утверждении Порядка определения размера платы за проведение экспертизы и изготовление бланка лицензии на осуществление образовательной деятельности»;
  • Приказ Минобразования России от 10.08.2000 N 2437 «О сроках представления документов на лицензирование образовательной деятельности».

<3> Положение о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 N 796.

Кроме того, особенности лицензирования отдельных видов образовательной деятельности регламентируются ведомственными нормативными правовыми актами — приказами Минобразования и других федеральных министерств. Так, лицензирование государственных учреждений дополнительного профессионального образования регламентируется также Приказом Минобразования России N 15 <4>, а лицензирование образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей автотранспортных средств, — Приказом Минтранса России N 26 <5>.

<4> Приказ Минобразования России от 03.01.2001 N 15 «О лицензировании государственных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования».<5> Приказ Минтранса России от 10.05.1994 N 26 «О лицензировании образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей автотранспортных средств».

Кому нужна лицензия

Для начала выясним, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется. В постановлении Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966, утвердившего положение о лицензировании образовательной деятельности, указана только одна такая возможность. Лицензия не нужна, если услуги оказывает лично индивидуальный предприниматель. Это услуги репетиторов, частных учителей, студий, кружков и т.д., где занятия ведет сам предприниматель, имеющий соответствующее образование и стаж работы.

Обращаем внимание индивидуальных предпринимателей – если вы нанимаете других педагогических работников, то лицензия на образовательную деятельность ИП необходима. При этом работников другого профиля, которые не предоставляют непосредственно образовательные услуги, нанимать можно без лицензии

В предыдущей редакции положение о лицензировании образовательной деятельности допускало еще одну возможность работать без лицензии – если по итогам обучения не проводилась итоговая аттестация и не выдавался документ об образовании. Проводить без лицензии тренинги, семинары, лекции, о прохождении которых не выдаются подтверждающие документы, можно и теперь, но такая деятельность не называется образовательной, а культурной или досуговой.

Перечень услуг, для которых нужна лицензия, включает в себя такие виды образования: дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее, дополнительное общеобразовательное, дополнительное профессиональное и образование религиозного персонала религиозных организаций.

Получение лицензии на образовательную деятельность – сложный и длительный процесс. Только рассмотрение документов и принятие решения о выдачи лицензии или об отказе в выдаче занимает 60 дней. А до этого надо подготовить ещё ряд разрешений других государственных органов и разработать собственные образовательные программы. И всё же, бизнес в сфере образования можно назвать доходным, поэтому если вы хотите заниматься этим направлением, то надо один раз пройти процедуру лицензирования.

Лицензия выдаётся бессрочно, и если вы не будете её переоформлять, то обращаться к чиновникам по этому вопросу уже не придётся.

Документы, представляемые для получения лицензии

Для получения лицензии ее соискатель в соответствии с п. 12 Положения о лицензировании образовательной деятельности представляет в лицензирующий орган следующие документы:

  1. Заявление учредителя с указанием наименования и организационно-правовой формы учреждения, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке, перечня образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, срока действия лицензии. Образовательное учреждение профессионального образования дополнительно представляет выписку из решения ученого (педагогического) совета о возможности организации подготовки по основным и дополнительным программам профессионального образования, заявленным к лицензированию.
  2. Копии устава и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом).

Филиал образовательного учреждения дополнительно представляет сведения о регистрации филиала по фактическому адресу, копии решения о создании филиала и утвержденного в установленном порядке положения о филиале. Организация, имеющая образовательное подразделение, ведущее профессиональную подготовку, дополнительно представляет копию утвержденного в установленном порядке положения об этом подразделении.

  1. Справку о постановке учреждения — соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика.
  2. Сведения о структуре учреждения, укомплектованности штатов, предполагаемой численности обучающихся, воспитанников.
  3. Сведения о наличии у соискателя лицензии необходимых для организации образовательного процесса зданий и помещений, объектов физической культуры и спорта, общежитий, об обеспечении обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием с приложением копий документов, подтверждающих право учреждения на владение, пользование или распоряжение необходимой учебно-материальной базой в течение срока действия лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом).
  4. Заключения органов государственной санитарно-эпидемиологической службы и Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса; заключение ГИБДД МВД о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям (при подготовке водителей автотранспортных средств); лицензию Федерального горного и промышленного надзора России на эксплуатацию соответствующего оборудования.
  5. Перечень дисциплин, входящих в каждую заявленную образовательную программу, с указанием объемов учебной нагрузки (для учреждений профессионального образования — аудиторной и внеаудиторной) по этим дисциплинам.
  6. Сведения об обеспеченности учебной литературой и материально-техническом оснащении.
  7. Сведения о кадровом обеспечении образовательного процесса, квалификации педагогических работников и условиях их привлечения к трудовой деятельности (для соискателей лицензии, имеющих намерение осуществлять подготовку по программам послевузовского профессионального образования, — сведения о научных руководителях).
  8. Опись документов, представленных для получения лицензии.
  9. Документ об уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления.

Приведенный перечень необходимых документов является исчерпывающим. Требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Положением о лицензировании образовательной деятельности, запрещается. При этом соискатель лицензии обязан обеспечить лицензирующему органу условия для проведения проверки представленной информации и документов.

Формы документов, представляемых на лицензионную экспертизу, утверждены Приказом Минобразования России N 1800.

В соответствии с п. 1 Приказа Минобразования России N 2437 документы на лицензирование образовательной деятельности учреждения представляют с 1 сентября по 28 февраля каждого учебного года. Период рассмотрения заявления — 20 дней со дня его подачи, а срок проведения экспертизы — 30 дней с момента создания комиссии. Решение о выдаче лицензии или отказе принимается лицензирующим органом не позднее 60 дней со дня подачи заявления.

Приостановление и аннулирование лицензии

В соответствии с п. 34 Положения о лицензировании образовательной деятельности действие лицензии может быть приостановлено полностью или частично, по отдельным образовательным программам, по следующим основаниям:

  1. нарушение лицензионных требований и условий;
  2. невыполнение лицензиатом решений лицензирующих органов, обязывающих его устранить выявленные нарушения.

Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в порядке, утвержденном законодательством РФ.

В своем решении лицензирующий орган обязан установить срок, в который должны быть устранены выявленные нарушения. Этот срок не может превышать 6 месяцев. Если нарушения не будут устранены, то лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об изъятии лицензии.

Если же нарушения устранены, то образовательное учреждение обязано письменно сообщить об этом лицензирующему органу с представлением подтверждающих документов. Лицензирующий орган в недельный срок должен решить вопрос о возобновлении действия лицензии и в письменной форме довести свое решение до образовательного учреждения, его учредителя и налоговой инспекции по месту нахождения учреждения.

Согласно п. 35 Положения о лицензировании образовательной деятельности лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Основанием для аннулирования лицензии является обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для ее получения, неоднократное или грубое нарушение лицензиатом требований и условий, предусмотренных лицензией, или незаконность решения о ее выдаче.

Аннулирование лицензий на образовательную деятельность — довольно редкое явление, при этом суды могут и отказать лицензирующему органу, проверив обоснованность его решения. Так, например, Постановлением ФАС ДО от 28.02.2006, 21.02.2006 N Ф03-А73/05-1/5079 отказано в удовлетворении заявления об аннулировании лицензии на право осуществления образовательной деятельности, поскольку истцом не представлено доказательств грубых нарушений ответчиком лицензионных требований. Минобразования Хабаровского края обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности негосударственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Дальневосточный колледж моды и дизайна». При этом Минобразования Хабаровского края посчитало грубыми нарушениями лицензионных требований, в частности, следующие: методические рекомендации по выполнению курсовых и дипломных работ не разработаны; расписание занятий и график звонков не вывешивается; график учебного процесса и название дисциплин не соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта, часть дисциплин не ведется; не разработаны учебные, рабочие программы, УМК; журналы ведутся с нарушениями, не учитывается фактически отведенное количество учебных часов, по некоторым дисциплинам журналы не заполняются с ноября 2004 г.; отсутствуют приказы о зачислении студентов, о переводе их на следующий курс обучения, о продлении сессии и т.д.; заявления студентов на имя директора колледжа не отписываются и не подшиты; не ведется учет посещаемости студентов.

Исследовав акт проверки, суд пришел к выводу, что данные требования не предусмотрены приложением к лицензии. В связи с этим их несоблюдение не признано судом грубым нарушением лицензиатом требований, предусмотренных лицензией.

Оплата лицензирования образовательной деятельности

Лицензирование может «вылиться» в круглую сумму, особенно для небольшого образовательного учреждения.

Во-первых, необходимо уплатить в установленном порядке госпошлину. Ставки госпошлин при получении лицензий установлены пп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ:

  • рассмотрение заявления о предоставлении лицензии — 300 руб.;
  • предоставление лицензии — 1000 руб.;
  • переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, — 100 руб.

Следует обратить внимание на то, что госпошлина в размере 300 руб. уплачивается соискателем лицензии во всех случаях, когда в лицензирующий орган представляется заявление учредителя соискателя лицензии (первичное, повторное лицензирование соискателя лицензии, лицензирование филиалов, новых образовательных программ, переоформление лицензии и прочее) о проведении лицензионной экспертизы

Вышеуказанная пошлина уплачивается также за повторное рассмотрение соответствующего заявления и документов, представляемых на лицензионную экспертизу, после их возврата на доработку, на что обращается внимание в Письме Рособрнадзора N 01-416/05-01 . В данном Письме приведен и Образец заполнения платежного поручения на уплату госпошлины.

<9> Письмо Рособрнадзора от 01.10.2007 N 01-416/05-01 «О порядке оплаты государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с лицензированием образовательной деятельности».

Во-вторых, согласно п. 11 ст. 33 Закона РФ «Об образовании» затраты на проведение экспертизы оплачиваются учредителем. Аналогичная норма установлена и п. 18 Положения о лицензировании образовательной деятельности. Определение размера платы за проведение экспертизы и изготовление бланка лицензии осуществляется в соответствии с Приказом Минобразования России N 1690. Данный Приказ официально не отменен, однако по поводу оплаты проведения экспертизы дополнительно к суммам госпошлины существуют различные точки зрения.

С одной стороны, в Решении Верховного Суда РФ от 02.11.2006 N ГКПИ06-793 указывается, что, если плата отвечает признакам сбора, закрепленным в п. 2 ст. 8 НК РФ, с вступлением в силу гл. 25.3 НК РФ ее сохранение не может быть признано законным исходя из пп. 3, 9 п. 1 ст. 6 НК РФ. В соответствии с п. 5 ст. 3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом. Казалось бы, можно сделать вывод, что за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также за совершение юридически значимых действий, связанных с предоставлением лицензии или переоформлением документа, подтверждающего наличие лицензии, в том числе на осуществление образовательной деятельности, должна уплачиваться только государственная пошлина в размерах, установленных пп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.

В то же время в силу правовой позиции Конституционного Суда, выраженной в Постановлении от 28.02.2006 N 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О связи» в связи с запросом Думы Корякского автономного округа», Правительство РФ посредством нормативных правовых актов может предусматривать обязательные платежи, которые взимаются в публично-правовом порядке, если они не носят налогового характера и допускаются по смыслу федерального закона, поручающего регулирование исполнения закрепляемых им обязанностей Правительству РФ. Таковым является Закон РФ «Об образовании», возлагающий затраты на проведение экспертизы на учредителя.

Деятельность, не подлежащая лицензированию

В соответствии с п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности не подлежит лицензированию:

  1. образовательная деятельность в форме:
  • разовых лекций;
  • стажировок;
  • семинаров;
  • других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации;
  1. индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Закона РФ «Об образовании» государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.

В Письме Минобразования России N 31-52-122/31-15 <6> подчеркивается, что деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений, оказывающих платные дополнительные образовательные услуги, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, не подлежит лицензированию.

<6> Письмо Минобразования России от 25.12.2002 N 31-52-122/31-15 «О лицензировании платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями общего образования».

Таким образом, учреждения общего образования, имеющие лицензии на право ведения образовательной деятельности, могут оказывать платные дополнительные образовательные услуги, по которым не предусмотрена итоговая аттестация и выдача документов об образовании и (или) квалификации, без получения дополнительных лицензий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector